Почему стоит беречь аккаунт на Госуслугах?
(источник: Финансовая культура – fincult.info )
Потеряв доступ к Госуслугам, можно лишиться слишком многого. Об этом — история Светланы из Рязани. Ей позвонил «сотрудник службы безопасности Госуслуг» и сказал, что прямо сейчас кто-то пытается поменять номер в ее личном кабинете. Чтобы остановить операцию, нужно назвать код из СМС. Светлана поверила звонившему, назвала код и спохватилась только тогда, когда ее начали соединять со «специалистом Центробанка», который должен был помочь «защитить банковские счета». Тогда она бросила трубку.
За время разговора кто-то успел сменить пароль от личного кабинета и установить контрольный вопрос. Поэтому Светлана побежала восстанавливать доступ в МФЦ с паспортом и СНИЛС.
В МФЦ Светлане помогли и посоветовали проверить, что взломщики делали в аккаунте. Оказалось, что они успели заказать кредитную историю Светланы и справку 2-НДФЛ в налоговой.
Скорее всего, они хотели уговорить Светлану перевести все свои деньги и вдобавок взять кредит. Либо выведать недостающие данные для входа в ее онлайн-банк и провернуть все операции самим.
Вероятно, у мошенников изначально было немало ее данных. Иначе они не смогли бы сменить пароль от ее аккаунта на «Госуслугах». Но теперь у них точно есть и паспортные данные, и СНИЛС, и ИНН Светланы. Этих данных достаточно, чтобы попытаться взять онлайн-заем в микрофинансовой организации.
Что остается делать Светлане?
1️⃣ Подать в полицию заявление о взломе аккаунта на «Госуслугах», сохранить копию заявления и талон-уведомление о его приеме. Так будет проще доказать банку или МФО, что кредиты и займы брала не она, если мошенникам все же удастся их оформить.
2️⃣ Периодически проверять кредитную историю. Если там обнаружатся чужие долги, нужно поскорее их оспорить.
3️⃣ Не лишним будет перевыпустить банковские карты — на случай, если мошенники узнали ее реквизиты.
4️⃣ И конечно, не сообщать больше никаких кодов и внимательно читать, что за код пришел в уведомлении, прежде чем его куда-то вбивать. А также сразу бросать трубку, если кто-то звонит от имени банка или госоргана и сообщает тревожные новости.